дневник
Канжанские скалы и Сур-Кар (9-10 ноября 2013)
рисунок

Внеочередная запись: октябрьские фотки так все до сих пор еще не доразобраны:)

На прошлых выходных Игорь biv1925 позвал нас на Канжанские скалы. Это целая группа из нескольких живописных скал рядом с поселком Терзиян. Кроме того, рядом там же находится очень большая и впечатляющая скала Сур-Кар. (Теперь я знаю, что именно мы видели с вершины Семашхо в свой самый первый поход на Два Брата, и спорили-гадали, что же это такое там торчит интересное - это был Сур-Кар:)

Описание маршрута, если кого заинтересует, можно найти у Лены: http://fotki.yandex.ru/users/fttuf/album/378172/ - она все свои альбомы на Яндекс.Фотках сопровождает подробным рассказом. Они с Игорем вообще большие знатоки наших предгорий и постоянно открывают в них интересные места, про которые я даже никогда не слышала. Только надо учитывать, что они привыкшие проходить за световой день много и зачастую без троп, поэтому не все их маршруты подойдут новичкам.

Все без исключения фотографировал Митя. Я за фотоаппарат даже не бралась. И вообще испытала в этот раз необычные ощущения, потому что спала накануне всего 3 часа. Черт его знает, мне и раньше приходилось ехать куда-то рано утром после того, как поздно лег, но так плохо еще ни разу не было. Либо пенсия близко, либо накопилось общее недосыпание за всю предшествующую неделю. Короче говоря: мы подходили к очередной скале, Митя, Игорь, Лена и Вустер принимались лазить вокруг, а я садилась на землю и клала голову на рюкзак. Через 5-10 минут они возвращались, и выяснялось, что я успела не только посмотреть полноценный сон с сюжетом, но и полностью забыть, где я нахожусь и какое сейчас время суток!

Это фото с Шаумянского перевала, очень красивый был туман. Когда солнце поднялось, он рассеялся, и нас ждали выходные с безупречно солнечной погодой. Да еще и жарищей, днем в футболке можно было ходить.

Вот вид на Канжанские скалы с берега реки Пшиш, вдоль которой начался наш маршрут.

Дорога приводит к разрушенному мосту через Пшиш, где требуется перейти реку вброд. (Фотки брода я стащила у Лены:) Воды сейчас немного и она не выше колена, хотя, конечно, холодная.

Дальше мы шли по какому-то заброшенному волоку, а потом он закончился и мы передвигались траверсом и/или вверх без тропы, просто по лесу, который был украшен приятно пахнущими нагретыми на солнце соснами и имел большой недостаток в виде противного колючего подлеска. Мы петляли между скалами, взбирались на них и осматривали окрестности, но, как я написала выше, я это все помню очень смутно:) Игорь с Леной условно разделили скальные группы на "нижние", "дальние" и "верхние", вот сначала мы лазили вдоль "нижних".

Лена и Игорь:

И мы (фото Лены). Удивительно, это какой-то редкий момент, где я бодрствую!:)

Вот еще хотела написать, что все это время, пока мы там шли, вокруг нас перемещались со сверхзвуковой скоростью и непонятной целью огромные стаи птиц. Игорь сказал, что это горные голуби, но вблизи их увидеть не удавалось. Попадались только оброненные ими в спешке перья, темные со светлой поперечной полоской посередине. Вот на фото ниже можно примерно увидеть масштабы этого птичьего бесчинства. Самое прикольное было - звуки, которые раздавались над головой во время их пролета, когда тысяча крыльев одновременно рассекала воздух.

Пройдя все эти "нижние" скалы, мы спустились в балку (правый приток Канжанского ручья), где пообедали. Ночевать там было бы не очень удобно, можно было бы подняться вверх по ручью и поискать место там. Но мы решили пройти еще немного вверх по противоположному берегу ручья к "дальнему" поясу скал. Подъем там был очень крутой, но имелось вдоволь кустов, чтобы цепляться руками:) Так что кое-как мы выбрались наверх к узкому скальному проходу, через который можно было пробраться в истоки ручья, где мы надеялись найти воду и более-менее ровное место для ночевки. Время уже близилось к закату. На этом скалистом "перевале" нам открылся вид на Сур-Кар, и в закатной подсветке он выглядел очень привлекательно. Надо заметить, что нормально его сфотографировать аццки трудно, кругом мешают деревья и закрывают обзор ветки. Вот это фото ниже Митя умудрился сделать, высунувшись в дырку между скалами в позе раскоряки:)

К сожалению, все оранжево-фиолетовые закатные краски нам пришлось смотреть через дырки в деревьях, пока мы спешно спускались вниз в балку, чтобы успеть до темноты поставить палатки и поужинать. Место для лагеря было не супер просторное, но там имелся ручей и было ровно. Фото стоянки я взяла у Лены:

На следующее утро мы собрали рюкзаки, подняли их до седловины, откуда начинался очередной заброшеный волок, там запрятали и сходили налегке на "верхние" скалы.

Отсюда открывались неплохие виды на монументальный Сур-Кар.

У нас еще оставалось вдоволь времени, чтобы подойти к нему поближе. (Взобраться на него возможно только со снаряжением, и то, говорят, это какая-то третья, не то четвертая категория сложности) От седловины, где мы оставляли рюкзаки, до Сур-Кара ведет хорошая грунтовая дорога.

Высота этой скалы - 941 м. Сур-Кар в переводе с армянского - "святой камень". В этом районе много армянских топонимов (в т.ч. и по фамилиям - Терзиян, Шаумян, Ханджиян/Ханжан/Канжан - отсюда название бывшего хутора Канжан и Канжанских скал). Я вот, кстати, только что узнала, что в 1925-1953 годах здесь существовал отдельный Армянский национальный район в составе края, на территории компактного проживания армян, в основном амшенских. (Видимо, какие-то лекции по этнополитологии региона были мной таки прогуляны:))

У подножия скалы красивый лес, покрытые мхом камни, сосны, много дубов. Кругом подлесок и так просто прогулочным шагом не походишь, везде надо продираться.

Отсюда мы возвращались в Терзиян практически везде по грунтовым дорогам и волокам, за исключением одного места, где дорогу размыло и мы, ища пути обхода, свалились в какой-то ручей, прошли немного по его руслу и потом, карабкаясь вверх по крутому склону, снова выбрались на правильную дорогу.

Переход Пшиша в обратную сторону (на этот раз в кадре Игорь и Лена)

И еще разок вид на скалы:

Игорь с Леной сделали вот такую карту, где отмечены все скалы и показан наш путь. Если кто соберется посетить Канжанские скалы - пригодится!

14th-Nov-2013 03:32 pm (UTC)
Интересный район, спасибо за подробности :)
15th-Nov-2013 12:48 pm (UTC)
Игорю спасибо, я даже не знала до этого про такое место)
14th-Nov-2013 03:33 pm (UTC) - Канжанские скалы и Сур-Кар (9-10 октября 2013)
Пользователь netochka_n сослался на вашу запись в записи «Канжанские скалы и Сур-Кар (9-10 октября 2013)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Канжанские скалы и Сур-Кар (9-10 октября 2013) [...]
14th-Nov-2013 03:42 pm (UTC)
Туман очень красивый!
14th-Nov-2013 03:45 pm (UTC)
да, жалко, мы че-то как-то все не успевали остановиться на трассе, когда открывались хорошие виды на туман:)

Edited at 2013-11-14 03:46 pm (UTC)
14th-Nov-2013 04:48 pm (UTC)
О! Карты со схемами маршрутов - это то, чего мне так остро не хватало всегда в твоих отчётах!!! %)
15th-Nov-2013 12:52 pm (UTC)
ишь ты, я думала, это мало кому надо, кроме тех, кто собирается в это место вот прямо в ближайшее время:)
15th-Nov-2013 03:00 pm (UTC)
Я как Бильбо, фанатка карт. Мне хочется видеть картинку целиком, чтобы она складывалась, а по фотографиям так не получается. А когда есть карта я словно в 3Д складываю образ местности, очень люблю это делать! :)
14th-Nov-2013 06:29 pm (UTC)
До чего же красивые виды!
14th-Nov-2013 07:50 pm (UTC)
И главное, у нас тут такого добра просто неисчерпаемые количества, можно каждую неделю открывать новое и все равно все не объездишь:)
15th-Nov-2013 11:00 am (UTC)
Да я сам из Кисловодска родом. Когда в школе там учился, казалось - ну, подумаешь, горы вокруг. А уже потом, когда уехал, понял, что такие прекрасные виды крайне мало где встречаются...
15th-Nov-2013 12:51 pm (UTC)
да у нас очень многие люди вообще не знают, чего вокруг есть...я сама такая была лет до 20:)
15th-Nov-2013 12:48 am (UTC)
Красиво. Какие-то Колорадские скорее скалы, не Кавказские - особенно плоские наклонные.
15th-Nov-2013 12:52 pm (UTC)
интересная ассоциация!) вообще это древний вулканический район такой, все следы вулканической деятельности, тут много такого в окрестностях.
15th-Nov-2013 06:19 am (UTC)
Поздравляю с открытием для себя района Терзияна. Воистину "там чудеса, там Леший бродит"(в смысле Мишка Леший:)). Теперь вам дорорга в сторону Шесси однозначно. Вот там причудливых скал валом!
15th-Nov-2013 12:49 pm (UTC)
Я теперь хоть не буду путать Терзиян со Шпалорезом)) у меня почему-то вечно в голове один на место другого вставал))
15th-Nov-2013 02:48 pm (UTC)
:)))) Шпалорез, мне кажется, ни с чем не спутать.
15th-Nov-2013 07:50 pm (UTC)
Шпалорез - это посёлок на Пшехе ?
15th-Nov-2013 08:03 pm (UTC)
Он самый, Отдаленный.
15th-Nov-2013 08:25 pm (UTC)
Эх... Мы там когда-то лет сто назад водную снарягу бросали (в Пшехе воды маловато оказалось) и по горам гуляли...
16th-Nov-2013 05:13 pm (UTC)
ну это бывают такие штуки, когда ты говоришь одно слово, а думаешь при этом про другое:)
16th-Nov-2013 04:28 pm (UTC)
блин! сначала прочитал Ханжеские скалы :)
доктор, что со мной не так :)
17th-Nov-2013 07:46 am (UTC)
Тоже не знал про такие скалы (впрочем, я пока вообще в крае мало чего знаю). По виду туда чуть пораньше надо идти - лес голый почти.
17th-Nov-2013 09:16 am (UTC)
да, в этом году вообще рано все облетело, середина октября была последним сроком, когда в предгорьях можно было застать листву.